Trei proiecte de infrastructură la scară largă pentru Rusia și Iran

10

Специальная военная операция, начатая 24 февраля 2022 года на Украине, привела к необычайному сближению России и Ирана. Тегеран оказался одним из немногих, кто решился подставить Москве плечо. В условиях западных санкций и непростых отношений с Турцией в перспективе именно Иран может стать ведущим деловым партнером для нашей страны.

Благодаря своему географическому расположению, Исламская Республика теперь представляет собой исключительное значение для реализации инфраструктурных проектов в обход антироссийски настроенных государств. С ходу можно назвать как минимум три перспективных направления.



МТК «Север – Юг»


Идея международного транспортного коридора «Север - Юг» возникла уже очень давно, в конце 90-х годов прошлого века. В соответствии с ней должен появиться единый маршрут, по которому можно было бы доставлять контейнерные грузы из Индии в регион Балтики в обход Суэцкого канала. Странами-транзитерами, соответственно, должны были стать Иран и Россия.

Всего в рамках проекта возможно три направления – Транскаспийское, Восточное и Западное. Первый предполагает использование иранских и российских автомобильных дорог и паромной переправы через Каспийское море. Восточный маршрут может соединить РФ и ИРИ железнодорожной сетью по восточному берегу Каспия через Казахстан, Узбекистан и Туркмению. В западном направлении грузопоток из Индии сможет пойти по западному побережью Каспийского моря через Азербайджан или даже Армению. Точка входа коридора «Север – Юг» в любом случае будет на берегу Персидского залива, куда должны приходить сухогрузы из Индии, выхода – в российских портах на Балтике.

Насколько можно понять из открытых источников, Москву, Тегеран и Нью-Дели в настоящее время интересует именно Транскаспийский маршрут, видимо, чтобы не попадать в лишнюю зависимость от многочисленных стран-транзитеров.
Самое интересное, что этот инфраструктурный проект наиболее активно сейчас продвигает даже не Россия или Иран, а Индия. Англоязычный канал Press TV, базирующийся в ИРИ, комментирует мотивы Нью-Дели следующим образом:

Чтобы получить доступ к богатой ресурсами Центральной Азии, Индия должна направлять свои товары через Китай, Европу или Иран. Маршруты через Китай и Европу являются длинными, дорогими и трудоемкими, при этом [путь через] Иран является наиболее жизнеспособным.

При этом за скобками тактично остается то, что КНР и Индия находятся в непростых отношениях, являясь региональными потенциальными противниками, и обе эти страны продвигают свои инфраструктурные проекты через Исламскую Республику, чему в Тегеране явно только рады. Развитие Транскаспийского маршрута позволит и России выйти на рынки Юго-Восточной Азии через Иран, минуя среднеазиатские республики и Китай.

Железная дорога в Сирию


Другой перспективный инфраструктурный проект, который продвигает Тегеран, представляет собой железную дорогу, призванную соединить Исламскую Республику с побережьем Средиземного моря. Для этого в единую транспортную сеть должны быть соединены Иран, Ирак и Сирия с выходом в порт Латакии. Данная железная дорога может быть впоследствии дотянута и до Китая.

Тегеран крайне заинтересован в выходе в акваторию Восточного Средиземноморья, где себя пока что вольготно чувствуют израильтяне. Порт Латакии с 2019 года передан в аренду Ирану, и на его территории вполне может появиться настоящая база ВМС ИРИ. Интерес России к данному маршруту состоит в том, что Минобороны РФ тогда получит реальную возможность снабжать нашу воинскую группировку в Сирии через Каспий, Иран и Ирак по железной дороге в обход Турции и ее проливов, которые могут быть заблокированы в случае резкого обострения отношений Москвы и Анкары.

Канал Каспий – Персидский залив


Это самый древний инфраструктурный проект между Россией и Ираном, который на полном серьезе обсуждался еще при Петре I. Уже тогда было понятно, что критическая зависимость от турецких Босфора и Дарданелл ни к чему хорошему не приведет. Рассматривались два основных варианта прокладки судоходного канала – с выходом в Персидский залив протяженностью около 650 километров и в Оманский залив – почти 1000 километров.

Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала начала работу в 1904 году, но тогда стороны не смогли договориться об условиях. Россия настаивала на принципе экстерриториальности судоходного канала, а Иран – на создании кондоминиума. Впоследствии вопрос о соединении Каспийского моря и Персидского залива поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви в Тегеране в 1943 году. Однако в 50-е годы руководство Ирана начало проводить более «многовекторную» politică, и проект опять не состоялся. Американцы стали активно покупать иранскую нефть, а Турция – демпинговать, снижая тарифы на транзит советских товаров через свои проливы.

«Западные партнеры» делали все, чтобы разорвать взаимовыгодное сотрудничество наших стран, и у них это прекрасно получалось. В 1998 году вновь была создана совместная экспертная группа по проекту судоходного канала через Иран, но его реализация была приостановлена из-за введения против Исламской Республики economic санкций. В 2016 году Москва и Тегеран опять вернулись за стол переговоров после того, как заметно ухудшились российско-турецкие отношения на фоне войны в Сирии.

Возможна ли реализация подобного проекта сегодня?

Начало прокси-войны России со всем блоком НАТО на территории Украины и возросшие риски со стороны Турции делают такие обходные транспортные коридоры весьма актуальными. Однако строительство сопряжено со многими tehnic сложностями и экологическими рисками, а также вылетит в «копеечку». Кроме того, следует учитывать, что, неожиданно обретя морские ворота из Каспия в Индийский океан, Казахстан и другие его среднеазиатские соседи более не будут критически зависеть от России как страны-транзитера. Все эти и иные риски следует учитывать при участии в таких амбициозных инфраструктурных проектах.
Canalele noastre de știri

Abonați-vă și fiți la curent cu cele mai recente știri și cele mai importante evenimente ale zilei.

10 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +1
    5 ianuarie 2023 16:10
    Канал Каспий – Персидский залив

    Какой канал??? Вы посмотрите на карту. Все южное побережье Каспия сплошные горы.
  2. Comentariul a fost eliminat.
  3. 0
    5 ianuarie 2023 18:05
    Железной дороги от каспийских портов Ирана до Персидского залива вполне достаточно. Дело за персами. А они я так понимаю хотят чтобы им её кто-то построил
    1. +1
      5 ianuarie 2023 19:22
      Тема не раз обсуждалась , можно и повторить. ЖД Маршрут контейнеров, с перегрузкой на паромы по Каспию, уже работает. Перегрузка необходима, ибо в Иране Европейская колея 1430 мм. Дальнейшее обустройство инфраструктуры маршрута, дело времени. Далее ведутся работы по прямому ЖД маршруту через Азербайджан. Канал Каспий Персидский залив вообще не осуществим,- горы и канал нужен для большегрузных судов, иначе никак, а это ширина более 200м и глубина за 10 м. Построить можно, как "хеопсовы пирамиды", но такой канал НИКОГДА не окупится, а потрачено будет астрономически суммы.
  4. 0
    5 ianuarie 2023 19:16
    Сколько этих "коридоров" в последние 2 года не описывали, а пока пшик.
    Чем больше стран и звеньев в пути - тем риски и коррупция больше.
  5. 0
    5 ianuarie 2023 19:58
    канал нужно делать под речные суда, то есть глубиной 4 метра и шириной 13, тогда суда река-море будут ходить по маршруту Персидский залив Санкт-Петербург или в Белое и Азовское море, глубину в 10 метров в Астрахани не найти, каспийское море мелкое.... осадков там маловато, где взять воду для канала?
  6. 0
    6 ianuarie 2023 08:57
    Вот,когда мы поставим задачу,чтобы значительная часть экспорта работала на нас,будет открыт доступ к будущему. А пока суета сует.
  7. 0
    7 ianuarie 2023 12:49
    Средняя Азия и так огрызается в адрес России, готовая при случае вонзить нож в спину, а с появлением канала, Казахстан и Туркменистан, Азербайджан получив прямой выход в Мировой океан и вовсе страх потеряют.
  8. 0
    15 ianuarie 2023 00:13
    А как вам нравиться идея перевозить грузы из России в Индию через территорию Ирана на гелиевых дирижаблях (цилиндр диаметром 25 м и длинной 200м) грузоподъемностью 100 тон со скоростью 100-120 км в час? Минимальные затраты - 1 кг груза будет стоить 5-7 руб. И не надо строить никаких каналов и железных дорог. На дирижабле стоят компрессоры, которые закачивают гелий под давлением 500 атм в балластные цистерны. если тому надо снизиться или заполняет оболочку из цистерн, если дирижаблю надо подняться.
    Это должно быть десять металлокевлавровых цистерн длиной по 20м и диаметром 0,6 м. Оболочка так же должна состоять из 20-ти независимых гандол-секций. Ну неужели такое летательное средство является большой проблемой для космической державы?. Да у нас с таким количеством добываемого гелия должен быть целый флот подобных летательных аппаратов. И такой флот не требует никаких железных дорог и каналов.
  9. 0
    15 ianuarie 2023 14:07
    Строить канал Каспий - Персидский залив нельзя. Сейчас на берегах Каспия Казахстан, Азербайджан, Туркмения - это потенциальные враги РФ. Канал был актуален в Советском Союзе и будет актуален, если на берегах Каспия будет одна Россия и Иран. Сейчас достаточно железной дороги.
    1. +1
      15 februarie 2023 17:55
      Тема не раз обсуждалась, можно и повторить. ЖД Маршрут контейнеров, с перегрузкой на паромы по Каспию - уже работает. Перегрузка необходима, ибо в Иране - ЕВРОПЕЙСКАЯ колея 1430 мм. Дальнейшее обустройство инфраструктуры маршрута - лишь дело времени. Далее, ведутся работы по прямому ЖД маршруту через Азербайджан. Канал Каспий-Персидский залив - вообще НЕ осуществим! Там ГОРЫ, а ведь канал - нужен для БОЛЬШЕГРУЗНЫХ судов, иначе - никак, а это - ширина более 200 м и глубина за 10 м. Построить можно, как "хеопсовы пирамиды", но такой канал - НИКОГДА не окупится, а потрачены будут - астрономические суммы. păcăli
  10. Comentariul a fost eliminat.