Так ли опасен беспилотный флот Украины

4

Американские безэкипажные корабли Devil Ray T-38 (слева) и Saildrone Explorer на учениях. Фото: ВМС США[/ Center]

Состоявшийся 29 октября массированный рейд украинских беспилотных брандеров на Севастопольскую бухту уже оброс мехом «легендарности». И хотя это действительно была первая в истории атака подобного рода, проведённая преимущественно беспилотными средствами, и пока что самое масштабное морское «сражение» 21 века, эффект от него снова больше медийный, чем практический.



Фактически, налёт морских и воздушных «камикадзе» был отражён российским Черноморским флотом с минимальными потерями. Задача операции, которая заключалась в выводе из строя кораблей-носителей крылатых ракет «Калибр», украинской стороной выполнена не была, расстановка сил на Чёрном море не изменилась.

Тем не менее, рейд был скоропостижно объявлен грандиозной «перемогой», на первых порах украинская пропаганда радостно визжала об утоплении чуть ли не всего москальского флота. Правда, когда выяснились скромные реальные результаты, да ещё завертелся танец вокруг «зерновой сделки», полёт жовто-блакитных чепчиков стал пониже, 30 октября секретарь СНБО Украины Данилов вовсе отверг причастность ВСУ к атаке. Впрочем, это не помешало самому Зеленскому 5 ноября объявить сбор средств на создание целого «флота» беспилотных кораблей.

В этой связи, возникает резонный вопрос: реализуема ли вообще идея украинского фюрера, и в каком масштабе?

Силуэт «Новороссийска»


В исторической ретроспективе, попытки создать «инновационный москитный» флот уходят корнями во вторую половину 19 века, когда появилось первое «чудо-оружие» индустриальной эпохи – торпеды. Под впечатлением от их разрушительного действия, люди с богатой фантазией почти сразу же заговорили о смерти классического линейного флота, который непременно-де будет уничтожен стаями небольших миноносцев с парой-тройкой торпед на борту.

Этот прогноз, однако же, не оправдался. Впоследствии так же лопнули надежды на «магию» подлодок, сверхмалых (по сравнению с линкорами) торпедных, а затем и ракетных катеров. Нет, все эти виды вооружений оказались полезными, при грамотном и массированном применении способными наносить врагу большой урон – но попытки построить флот только из подлодок, или только из катеров неизменно проваливались, разбиваясь о естественные технические ограничения. «Неожиданно» оказывалось, что у любого «чудо-оружия» есть свои недостатки, и чтобы их перекрыть, нужно применять его в комплексе разнообразных средств, иначе противник рано или поздно найдёт противоядие, и «чудо» превратится в тыкву.

Особенно, в квадрате и даже кубе, это относится к разнообразным «малым штурмовым» и диверсионным средствам: катерам-брандерам, человекоуправляемым торпедам, самолётам-камикадзе, боевым пловцам с подрывными зарядами. Всегда, абсолютно всегда, любая попытка «войны асассинов» против военного флота, если и имела реальный успех, то только первый – на факторе внезапности, но затем разворачивались в полную силу противодиверсионные мероприятия, и элитные диверсанты-штурмовики-камикадзе начинали гибнуть пачками, не добиваясь сколько-нибудь существенных успехов. (Это же, кстати, справедливо и в отношении водителей сухопутных шахид-мобилей наших дней).

Впрочем, абсолютно всегда же тема разнообразных «морских дьяволов» по максимуму разгонялась пропагандой соответствующей стороны: из них самих лепили скромных супергероев, а из их операций – супер-успехи. Так было и с «легендарной» Х флотилией МАС «чёрного князя» Боргезе, и с её коллегами-гитлеровцами из так называемых «отрядов К», и с лётчиками-смертниками японского «божественного ветра». (И, опять же, с обколовшимися препаратами современными «воинами Аллаха» на гружённых взрывчаткой фургонах). При том, что реальные достижения всех этих замечательных людей по нанесению противнику потерь невелики, и (мягко говоря) не дотягивают до результатов применения «нормального» оружия, говорить с придыханием о них будут и через тысячу лет.

Характерен самый громкий, во всех смыслах, «успех» исторических морских диверсантов – гибель советского линкора «Новороссийск» (бывшего итальянского Giulio Cesare) в Севастополе 29 октября 1955 г. По самой убедительной версии, причиной трагедии послужили взрывы остававшихся на дне ещё с Великой Отечественной мин, но с подачи отечественных газетчиков и борзописцев, с начала девяностых и до сих пор гуляет конспирологическая легенда о «мести» того самого Боргезе и его подводных спецназовцев.

Впрочем, российские же блогеры и журналисты увидели в дате рейда украинских брандеров некую символическую отсылку к гибели «Новороссийска», и принялись тиражировать этот домысел.

«Мопеды»-амфибии?


Желание отдельных граждан оседлать хайптрейн совершенно понятно, так как естественно, равно как и фантомные боли других по поводу потери крейсера «Москва». Однако стоит откинуть эмоции, и рассмотреть вопрос с материалистической точки зрения.

С одной стороны, беспилотные военные корабли – уже реальность сегодняшнего дня, и речь не только о подводных роботах-тральщиках. Например, известно, что в ближневосточных водах оперирует в составе 5 флота ВМС США так называемое «оперативное соединение 59», состоящее из беспилотных патрульных катеров. 30 августа моряки КСИР даже пытались угнать один из них, но безуспешно, а 7 октября американцы и британцы проводили в Персидском заливе учения по предотвращению таких инцидентов в будущем.

И хотя подобный катер – по сути, «плавучая веб-камера», нетрудно представить себе его ударный вариант, оснащённый какими-либо малогабаритными ракетами (хотя бы ПТУР) на стабилизированной платформе. И, само собой, простейший вариант катера-брандера, который мы уже видели в действии под жовто-блакитным прапором.

Если разбить поставленный в самом начале вопрос («реален ли беспилотный флот Украины?») на вопросики поменьше, то первым из них будет: а где фашисты могут взять дополнительные беспилотники? Очевиднейший ответ – купят, для этого и сбор средств, однако, в условиях Украины, подобные сборы – дело такое, с лёгким запахом обыкновенного кидалова. Уже известный politic комик Притула, купивший для ВСУ три Bayraktar TB2 по цене четырёх, не даст соврать, тем более, что сейчас он собирает пожертвования на покупку «захистникам» старых британских БТР... по завышенной вдвое цене. В любом случае, можно предположить и то, что средства на покупку выделят щедрые американские спонсоры.

Однако, производителей безэкипажных катеров в мире не так уж много, да и цены (например, около восьми миллионов долларов за американский CSUV) кусаются. При этом, пока что ни один из известных образцов не является носителем тяжёлого оружия, а нагружать взрывчаткой и пускать на таран «золотую» лодочку – непозволительная роскошь.

В этой связи, становится любопытным вариант «сделать самим». Об этом говорил в своём обращении к «громадянам» и Зеленский, а 8 ноября с украинской стороны появились сообщения, что участвовавшие в атаках 29 октября брандеры якобы были созданы местными самоделкиными на основе гражданских гидроциклов. И хотя каких-то подтверждений этой версии пока нет, в принципе она выглядит реалистичной, и даже бьётся с гуляющими по сети кадрами с самих брандеров (которые, как и гидроциклы, высокой мореходностью не отличались). Наконец, есть перед глазами живой пример «летающих мопедов», уж точно не являющихся пиком tehnologiei, но успешно кошмарящих Украину еженощно.

Иначе говоря, в то, что украинская промышленность и энтузиасты-самоучки смогут поставить войскам некоторое количество брандеров, или даже несколько плавучих ПТРК с дистанционным управлением, поверить вполне можно. Осталось прикинуть, какой они могут причинить ущерб, и как с ними бороться.

Часть излишне эмоциональных авторов считает, что украинские брандеры будут сверхэффективными, ссылаясь на пример... опять же, «Гераней», а не провального рейда 29 октября. С этой точкой зрения согласиться нельзя, хотя бы потому что эффективность российских «мопедов» была обеспечена специфическими условиями применения, включая дезинтеграцию украинской ПВО и недостаток ствольных зенитных систем. Если бы та же «Герань» была применена, скажем, против российской армии с ещё мощной эшелонированной противовоздушной обороной, результаты были бы куда скромнее, да и фашисты уже разработали кое-какие рецепты – например, обваловку трансформаторов, призванную не допускать прямых попаданий.

Брандерами-беспилотниками фактор внезапности был утрачен давно и глупо: как известно, ещё 22 сентября на подходе к Севастополю были обнаружены два «неопознанных водоплавающих объекта» явно враждебного характера. Да, можно говорить, что «вот если бы не эта удача», однако, история сослагательного наклонения не имеет – был инцидент, и были сделаны из него оргвыводы. В результате, 29 октября корабли на рейде стояли, прикрытые боновыми заграждениями, а «киборги-убийцы» засечены на подходе и уничтожены артогнём.

Конечно, сам факт успешного прорыва брандеров в бухту говорит о том, что принятых мер было недостаточно (и, скорее всего, они были с тех пор усилены). Кроме того, можно ожидать попыток ударов не только по военным, но и по стоянкам коммерческих судов, со всеми соответствующими проблемами.

Однако заранее возвеличивать ещё не существующий (и не факт, что вообще родящийся когда-нибудь) украинский «киберфлот» до уровня экзистенциальной угрозы не стоит. Как бы кондово это ни прозвучало, но банальное несение дозорной и противодиверсионной службы настоящим образом сведёт все его потенциальные «победы» на нет.
Canalele noastre de știri

Abonați-vă și fiți la curent cu cele mai recente știri și cele mai importante evenimente ale zilei.

4 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +1
    9 noiembrie 2022 18:35
    Так ли опасен беспилотный флот Украины

    С нашими неучами, которых возглавляет боец подворотен, любой пук в нашу сторону опасен.
    1. 0
      11 noiembrie 2022 17:59
      За то как его подельники с бабками на митингах расправляются одна милота!
  2. +2
    9 noiembrie 2022 21:47
    Стоит отдать "каклам" должное - на крейсер беспилотников не жалко. Крейсер "Москва" - свидетель...
    То, что в этот раз не совсем проспали - скорее, везение.
    Видимо, лень, хоть какую-нибудь сеть натянуть вокруг кораблей на рейде.
    Те же хохлы, получив "геранями", начали ключевые элементы своих ТЭЦ и ПС экранами закрывать (хоть и не панацея, но эффективность ударов снижает). А в Донецке 8 лет получаем в школы и детсады и никто не чешется.
    Лень и разгильдяйство
  3. 0
    10 noiembrie 2022 13:28
    Дык ,идея брандеров очень стара.
    Сверх-Дешевые БПА /катера массой уничтожают дорогущие линейные корабли. Даже если все гибнут ,но добьются своего - соотношние потерь в их пользу.
    Когдато срабатывало , когдато нет. Все от мозгов зависит и от коррупции. Сейчас ракеты надежнее - они просто быстрее (хоть и дороже теоретчески)