Эсминец «Лидер» может обрести новую жизнь как АТАВКР

25
Эсминец «Лидер» может обрести новую жизнь как АТАВКР

Атомный эсминец проекта 23560 «Лидер» должен был заменить собой сразу три класса кораблей 1-го ранга в составе ВМФ РФ – устаревшие эсминцы проекта 956 «Сарыч», БПК проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант», к которым относилась погибшая на Черном море «Москва». Однако из-за tehnic сложности и высокой стоимости проект перспективного российского эсминца забуксовал и фактически приостановлен. Но может ли «Лидер» обрести вторую жизнь в иной ипостаси как АТАВКР (атомный тяжёлый авианесущий крейсер)?

Зачем на самом деле нужны авианосцы


Да, мы снова возвращаемся к авианосной тематике и будем это делать столько, сколько понадобится. Этот вопрос слишком серьезен, чтобы превращать его в «балаган». Зачем же нашему военно-морскому флоту сегодня, в век гиперзвуковых скоростей, нужны эти «огромные плавучие мишени»?



Надо понимать, что концепции ведения морского боя у России и ее потенциальных противников принципиально различаются. Англосаксы, имеющие столетний опыт эксплуатации авианосцев, сделали ставку на палубную авиацию. В случае реального столкновения, по кораблям ВМФ РФ будут бить ПКР воздушного базирования и противорадиолокационными ракетами истребители и штурмовики, не входя в зону действия их ПВО. Увидит ли наша КУГ авианосную ударную группировку своевременно и смогут ли зенитные ракеты перехватить массированный удар, скажем честно, большой вопрос. Потенциальный противник будет иметь заведомое преимущество в разведке и целеуказании, поскольку располагает палубными самолетами ДРЛОиУ, которые первыми увидят цель и смогут навести на нее авиацию, которая будет действовать с безопасной дистанции «дальней рукой». Что может противопоставить этому ВМФ РФ?

К сожалению, не так много. Не имея столь нужных ему авианосцев, российский флот сделал ставку на ракетное вооружение. Наши ракеты действительно хороши, безо всякой иронии, однако проблема может заключаться в наведении их на цель. Одно дело – попасть «в яблочко» в стационарную мишень, совсем другое – в подвижную, которая перемещается в пространстве со скоростью в 30 узлов, как американская АУГ. То есть, сперва надо увидеть потенциальную цель, желательно, первым, навестись на нее, а потом выпущенную с расстояния в несколько сотен километров противокорабельную ракету необходимо корректировать, чтобы она попала туда, где вражеский авианосец находится в текущий момент времени, а не на момент залпа. Как же это сделать?

Разведывательные возможности корабельных РЛС ограничены радиогоризонтом. Решается эта проблема просто – надо поднять радар как можно выше, на самолете, вертолете или беспилотнике. ВМС США располагают для этого самым лучшим, что есть, из возможного – палубными самолетами ДРЛОиУ (АВАКС), которые базируются на атомных авианосцах и запускаются при помощи катапульт. В СССР для нужд ВМФ была создана спутниковая группировка «Легенда» (индекс ГРАУ — 17К114), которая позволяла отслеживать и прогнозировать тактическую обстановку в мировом океане и передавать информацию в реальном времени на корабли, подводные лодки и наземные пункты.

Увы, но недолгий срок службы советских спутников предопределил ее судьбу. Под давлением Запада (те еще экозащитники!) был введен запрет на использование сателлитов с ядерной силовой установкой, и в 2006 году данная спутниковая группировка окончательно прекратила свое существование. Российский военно-морской флот со всеми его замечательными ракетами полуослеп. На замену «Легенде» Минобороны РФ заказало разработку МКРЦ «Лиана», состоящей из нескольких спутников, но она до сих пор не сформирована окончательно. Таковы наши суровые реалии.

Таким образом, авианосцы нужны вовсе не для того, чтобы «гонять папуасов», как утверждают адепты «антиавианосной секты», а, прежде всего, для разведки и целеуказания противокорабельным ракетам морского и воздушного базирования, а также для того, чтобы оперативно обнаруживать выпущенные противником ПКР и наводить на них зенитные ракеты собственной системы ПВО. О том, насколько это важно, увидеть и сбить низколетящую противокорабельную ракету, можно сделать выводы по трагической судьбе ракетного крейсера «Москва». Еще можно обеспечивать противовоздушную оборону своей КУГ и района развертывания РКПСН, обеспечивать противолодочную борьбу палубными вертолетами ПЛО, а также наносить истребителями удары и контрудары по вражеской АУГ. И, да, с авианосца при необходимости можно «погонять папуасов» палубной авиацией, и не только их. Вот такие вот это «бесполезные посудины».

Эсминец превращается в АТАВКР?


Справедливости ради, отметим, что строительство тяжелого атомного авианосца с катапультами, способными запускать палубные самолеты ДРЛОиУ, это дело сложное и дорогое. Свой палубный АВАКС есть у американцев, у французов, которым помогли США, и у китайцев. Эксплуатировать их ВМС НОАК начнут со своего новейшего авианосца «Фуцзянь». Разработка отечественного АВАКСа под названием Як-44 шла в СССР, но у современной России своего палубного самолета ДРЛОиУ нет. Есть несколько палубных вертолетов Ка-31, тактико-технические характеристики которых серьезно уступают самолетам.

Ввиду отсутствия соответствующих технологий у всех остальных стран, за исключением двух сверхдержав, наиболее перспективным направлением считается замена палубных самолетов на эрзацы в виде беспилотников. Свой первый универсальный десантных корабль «Анадолу» Турция намерена превратить в «дрононосец», оморячив разведывательно-ударные БПЛА. Тем же путем сейчас идет и Иран, один из мировых лидеров в области беспилотной авиации. Недавно в составе Южного флота ВМС Исламской Республики было создано целое соединение, вооруженное БПЛА различного типа. Иранцы разместили беспилотники, от легких до тяжелых, не только на кораблях, но даже на своих дизель-электрических подводных лодках. За счет это вокруг каждого вымпела образуется зона наблюдения радиусом в несколько сотен километров, в которой ВМС ИРИ могут вести воздушную разведку и наносить ракетно-бомбовые удары.

Но вернемся к основной теме статьи. Может ли эсминец «Лидер» получить новую жизнь как атомный тяжелый авианесущий крейсер (АТАВКР)?

Почему бы и нет. Несмотря на название эскадренный миноносец, это фактически настоящий крейсер с полным водоизмещением в 17000-19000 тонн. Наибольшая длина и ширина составляют, соответственно, 230 и 23 метра. Силовая установка – атомная, что дает кораблю неограниченный запас хода при максимальной скорости в 32 узла. Боекомплект корабля должен составлять от 80 до 130 противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности. Грозная сила, и это точно уже не эсминец.

Настоящим эсминцем будет модернизированный фрегат проекта 22350М типа «СуперГоршков» с полным водоизмещением в 8000 тонн, созданный для действий в дальней морской и океанской зонах. Унификация фрегатов и эсминцев является верным решением, значительно упрощающим их производство и последующее техническое обслуживание. «Лидер» как крейсер может понадобиться в среднесрочной перспективе, когда придет время на что-то менять оба наших последних «Орлана» - тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов». Или нет?

На самом деле, после доработки проект 23560 «Лидер» может быть превращен в авианесущий крейсер. От значительной части ударных вооружений придется отказаться, отдав место под сплошную взлетную палубу, а надстройку-остров – сместить вправо. Конечно, никаких истребителей на нем при водоизмещении в неполные 20000 тонн не разместить, однако вместо самолетов на «Лидере» можно базировать авиакрыло, состоящее из беспилотников и вертолетов, ударных и ПЛО. БПЛА могут быть как разведывательно-ударные, так и ДРЛОиУ.

Ввиду описанного выше, получение российским военно-морским флотом палубных БПЛА ДРЛОиУ имеет исключительное значение для повышения его реальной боеспособности и боевой устойчивости. Тяжелый авианосец такой АТАВКР не заменит, однако сможет решить ряд критически важных проблем ВМФ РФ с разведкой и целеуказанием.
Canalele noastre de știri

Abonați-vă și fiți la curent cu cele mai recente știri și cele mai importante evenimente ale zilei.

25 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +9
    6 august 2022 13:34
    Acest lucru nu s-a mai întâmplat până acum și iată-l din nou!
  2. +11
    6 august 2022 14:45
    Да какой там авианосец, тут эти деятели, типа Борисова, даже обеспечение армии беспилотниками до ума довести не смогли , зато сколько было выставок и пафосных речей
  3. +1
    6 august 2022 17:05
    Мы, континентальная страна,север нам прикрывают арктические льды,а Д.В. у нас прикрывают береговые батареи, так что нам эти "монстры" совсем не нужны,и нападать на кого либо мы не намерены,а в случае чего можно обойтись и несколькими "Посейдонами",но это уже в случае реальной ядерной опасности,когда всё "в труху",а наши "Калибры" и их более современные аналоги прекрасно доказали свои возможности по их боевому применению.Нужно скорее разобраться с Галичиной,и обустраивать новые границы,закрыв весь Запад "железным занавесом",а противостоять СШАшному гегемонизму мы сможем только вместе с Китаем,а там и Европа прозреет после приближающихся холодов.
  4. +5
    6 august 2022 21:44
    Стоит глянуть на фото небольшого эсминца, и сразу понятно ,что как авианосец он не потянет . Мал.
    Парочка вертолетов или малых дронов погоды не сделают. Малы и медленны.
    А под большие все равно прийдется строить авианосец.

    Так что не может. Не обретет. Имхо, писали ,не потянем сразу.
  5. -3
    6 august 2022 23:58
    Эсминцы нужны сейчас, сами быстро не построим. Заказать 8 шт. в Китае, если Китай согласится, по два на флот. Китай за два года нам построит, а малые фрегаты мы сами построим. Нужны крейсера по два на флот, Москву потеряли. Посмотрим, что наши адмиралы решат.
  6. +1
    7 august 2022 18:05
    ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант», к которым относилась погибшая на Черном море «Москва».

    Крейсер - и "погибшая на Чёрном море "Москва"!?
    Мда... Кое у кого аналитика хромает.
  7. +3
    7 august 2022 19:15
    С началом специальной военной операции стало ясно, что болтовня начальников и реальное состоянии армии далеко не одно и тоже. Особенно по электронным средствам боя. Так много писали, что наши вертолеты за счет приборов РЭБ неуязвимы, что "роняют" все, что летит в их сторону. А еще, что ЭМ оружие взрывает все, что мимо летит и так далее. А вот на войне, оказалось, как на войне. Не хочу говорить, что наша армия воюет плохо! Нет, молодцы ребята! Всем мое самое большое и глубокое уважение!!! Но, если сравнить с высокопарными рапортами начальников недавнего прошлого, на деле нужно делить на четыре или даже на пять. А на флоте совсем завал. Как вспоминаю постоянные "жидкие обделывания" нашего ЧФ на весь мир, так настроение на весь день портится. Кто не знает, БДК "Саратов" РК "Москва" и последнее, фанерный самолет с гранатой над штабом в праздник!
    1. 0
      15 august 2022 22:32
      Ну, фанерный самолёт - это позорище ещё то!
  8. +3
    7 august 2022 19:59
    Не читайте Маржецкого.
    У него неправильная ориентация мыслительного процесса.
    Додумался авианосцы делать из кораблей противоположного назначения.
    1. 0
      22 august 2022 11:54
      У меня все прекрасно limbă
      Противоположное значение - это какое? А ТАВКР Адмирал Кузнецов какой назначение?
  9. 1_2
    0
    8 august 2022 12:08
    авианосцы нужны вовсе не для того, чтобы «гонять папуасов», как утверждают адепты «антиавианосной секты», а, прежде всего, для разведки ..

    каким образом ДРЛО может обнаружить апл , тем более в нелетную погоду?, то есть надо потратить на большое корыто до 7млрд баксов, чтобы вокруг огромного корыта летало понтовалось ( в летную погоду) корабельное ДРЛО, для обнаружения надводных корыт в радиусе +- 700 км, а тем временем натовская ПЛ( с ВНЭУ) будет нахадиться под килем авиакорыта, а потом отойдя немного запустит торпеды под шумы винтов авианосца )), ну даже если допустим что американцы тупые, и они решили атаковать авианосец не своими гиперзвуковыми ракетами ( или торпедами в упор) с борта ПЛ, а своими эсминцами используя дозвуковые пкр или топоры, каким образом ДРЛО поможет в шторм или при высокой скорости ветра? взлет ДРЛО и истребителей невозможен, корыто становится беззащитной дорогой посудиной, но даже если и взлетят, есть сомнения что ПВО отобьет одновременную атаку ( в одну цель) десятками пкр и томогавками. но американцы (натовцы) не дураки и подходить эсминцами фрегатами к росс АУГ не будут даже в шторм, опасаясь росс ПЛ, поэтому будут атаковать только своими многоцелевыми ПЛ, получается что АУГ нельзя использовать ( на большом удаление от баз и берегов страны) против надводного флота страны, у которой есть многоцелевые АПЛ, тем более с гиперзвуком на борту.
    вывод тут один : для контроля удаленных зон мирового океана надо наращивать флот многоцелевых апл Ясень с Цирконами на борту, чем больше тем лучше,(штук 40-50) они могут уничтожать всё, и АУГ и даже Вашингтон. один Ясень стоит в 7-8 раз дешевле авиакорыта.

    ради эксперимента можно разместить на фрегате один истребитель вертикального взлета( работы по его созданию идут), но для него ещё место надо освобождать на палубе. использовать его для уничтожения ДРЛО АУГ( и др целей) и в качестве ДРЛО, компактная рлс су35 видит крупные цели до 400км +радиус самолета
    1. 0
      8 august 2022 16:06
      Правильное и логичное предложение. У нас много умных людей, но как-то не пропорционально мало толковых решений.
    2. +1
      8 august 2022 17:45
      разместить на фрегате один истребитель вертикального взлета

      Всегда работать с опережением на перспективу, с выходом изделия уже будет не новинка, а тренд применения. Вместо истребителя вертикального взлёта, применить БПЛА, уже летает "Охотник" , так даже на его базе строить разные варианты, от разведчика до истребителя, однозначно перспективнее и не дороже. Главное сегодня засечь и обозначить цель, далее уже сетецентрически подключат, по воздушным С-500, по водным прочие ... БПЛА на флоте уже сегодняшний день, им не нужны авианосцы , можно и на фрегат с миникатапультой с разными способами приводнения,-приземления..., Для авиакрыла ударных и разведывательных БПЛА особенно подойдёт УДК, что строят .Привычные ДРЛО пора начать заменять на БПЛА, возможно сперва на базе существующих транспортных самолётов, переводя в режим БПЛА. Это уже большой шаг, но его нужно делать, если не желаем вечно отставать... ПО Лидеру,- явно вчерашний день, и то же, что и Адмирал Лазарев, уйма денег, пользы минимум в сегодняшнем боевом применении. Главное оружие, а его применить можно и с МРК или с крейсера, эффект одинаковый, вот потеря их, эффект очень разнится......
      1. 0
        12 septembrie 2022 15:28
        По Лидеру дальность плавания не ограниченная, 80пкр и 60пзрк,а мкр на 2500 миль ходят и без ПВО. Нужен флот и эсминцы и авианосцы и крейсер и удк, апл и пл, десантники, фрегат и всё серией.
    3. 0
      15 august 2022 22:36
      Всё таки нужны спутники с РЛС бокового обзора, а также самолёты ДРЛО. Всё это всем ясно и даже коню. Причем тут авианосец разведчик. "Никогда такого не было и вот опять".
  10. +1
    8 august 2022 14:40
    Очередной фантастический рассказ.
  11. +3
    8 august 2022 21:34
    Прикольная статейка от исключительного автора. То атомный эсминец перестроить. Всего-то подвинуть надстройку немного в сторону. Это как диван в комнате в другой угол передвинуть. То более ранние идеи о создании боевых дирижаблей, которые будут выполнять обязанности ДРЛО. То подводные авианосцы... Но, читая эти перлы, улыбаться все равно приходится.
    Не надо ломать атомный эсминец. Достаточно разработать относительно недорогой УДК и напихать в него кучу всяких беспилотников. И, как я предполагаю, это уже делается.
    1. 0
      22 august 2022 11:54
      Ты ж мой хороший zâmbet
  12. -2
    10 august 2022 02:30
    А вот, "совершенно случайно", советский палубный самолет ДРЛО назывался не Iac 44?.. *))) Як 42, вроде как пассажирский был... *)))
  13. +1
    10 august 2022 14:23
    сектанты прям сами себя переплюнули.. скоро свой боевой диван под пятой точкой в авианосец переделывать начнут.
    само собой, не нужен (и никогда не будет построен) ни "атомный эсминец" на 17-19тыс, ни авианосец (хотя вот тут шумная авианосная секта давит через общественное мнение как может)
    цели для пкр обнаруживаются просто - через развитую спутниковую группировку. ее и надо создавать вместо бесполезных морских прожектов. тем более опыт сво показал ее категорическую необходимость. так что пусть будущие разведспутники пролетая после украины над океаном заодно и корабли находят. самолётов дрло, пло и разведки в нашем случае вполне хватит береговых. тем более перед глазами пример тяжелых беспилотников с глобальной дальностью, типа "глобал хока".
    увы, места в море для авианосных корыт остается все меньше. авианосная секта все нелепее изворачивается - то им "прикрытие рпксн" из авианосцев нужно, то теперь дрло никак без авианосца не обойдется. хотя даже главарь секты тимохин вроде как притих, и только его упоротые последователи все продолжают выдумывать поводы для священного кораблика.
    1. 0
      22 august 2022 11:55
      сектанты прям сами себя переплюнули.. скоро свой боевой диван под пятой точкой в авианосец переделывать начнут.

      Сектанты? Ну, секта, так секта.
      Мне лично не стремно быть в одной секте с адмиралом Горшковым, американскими, британскими, французскими китайскими и индийскими адмиралами. А ты будь в своей секте со Скомороховым.

      самолётов дрло, пло и разведки в нашем случае вполне хватит береговых. тем более перед глазами пример тяжелых беспилотников с глобальной дальностью, типа "глобал хока".

      Правда? А сколько у нас таких самолетов ДРЛО, ПЛО есть реально и отечественных Глобал Хоков?

      цели для пкр обнаруживаются просто - через развитую спутниковую группировку. ее и надо создавать вместо бесполезных морских прожектов.

      Ну, так чего ж она еще не создана? И когда она будет создана?
      И сколько она просуществует в случае начала реальной войны с реальным противником, обладающим противоспутниковым оружием и боевыми шаттлами на орбите, ответь мне?

      увы, места в море для авианосных корыт остается все меньше. авианосная секта все нелепее изворачивается - то им "прикрытие рпксн" из авианосцев нужно, то теперь дрло никак без авианосца не обойдется. хотя даже главарь секты тимохин вроде как притих, и только его упоротые последователи все продолжают выдумывать поводы для священного кораблика.

      Если и есть реально упоротые сектанты, то это люди вроде тебя, неадекватно отрицающие реальную действительность и живущие в мире своих фантазий. Ты ж даже по сути вопроса-то ничего сказать не в состоянии, повторяешь скомороховщину.
      А тот всего лишь на этой теме хайпует. И то даже он уже переобуваться начал, УДК ему турецкий понравился для операции возле Одессы.
  14. +1
    10 august 2022 21:34
    Наверное, авианосцы - не самое эффективное и актуальное средство обороны страны.
  15. +3
    10 august 2022 23:49
    Кто бы сомневался, что это Маржецкий?))) хорошо хоть не предлагает из 22800 сделать авианосный крейсер. Пока не предлагает! ))) хорошо быть немножко экспертом во флоте, немножко экспертом в авиации и ПВО, немножко экономистом и немножко писателем)))
    1. 0
      22 august 2022 11:56
      Ну, что, похихикал, Дениска? zâmbet Иди сними с полки пирожок, если дотянешься.
  16. 0
    12 septembrie 2022 15:24
    Зачем городить авианосец из эсминца, когда есть удк? 40000 тонн хватит для сввп и бпла и вертолётов.